В ЧЕСТЬ 150-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО ХУДОЖНИКА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА
ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ ПРЕДСТАВИЛА САМУЮ ПОЛНУЮ
РЕТРОСПЕКТИВУ ЕГО РАБОТ. ЭКСПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ,
25 РОССИЙСКИХ И 4 ЗАРУБЕЖНЫХ МУЗЕЕВ РАЗМЕЩЕНА НА ТРЁХ ЭТАЖАХ ГАЛЕРЕИ.
ВОЗМОЖНОСТЬ УВИДЕТЬ ЗНАМЕНИТЫЕ ПОРТРЕТЫ, ПЕЙЗАЖИ, ЗНАКОВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ,
ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ РУКИ ВЕЛИКОГО ЖИВОПИСЦА И ГРАФИКА
ПОИСТИНЕ УНИКАЛЬНА. ВЫСТАВКА ПРОДЛИТСЯ ДО 17 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА.
ТЕКСТ: АННА ИСТОМИНА
ОБРАЗЫ ЭПОХИ
В ПОРТРЕТАХ СЕРОВА
ИСКУССТВО
фото: из архива
№10 • 2015
26
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ L’AZURE
Валентин Серов.
Автопортрет. 1880-e гг.
Портрет императора Николая II.
фрагмент. 1994 г.
ЭПОХА И ПЕРСОНАЖИ
Серов родился в артистической семье музыкантов и композиторов
Александра и Валентины Серовых. После смерти мужа мать будуще-
го художника продолжала вести активную светскую жизнь, вовлекая
сына в мир богемы и искусства и всячески поддерживая его увлече-
ние рисованием. В течение многих лет юный Валентин был учеником
Ильи Репина, который на момент знакомства с Серовым уже считался
признанным живописцем. В 1887 году 22-летний выпускник Импе-
раторской академии художеств Серов гостил у известного мецената
Саввы Мамонтова в усадьбе Абрамцево, где и написал картину, при-
нёсшую ему известность и премию Московского общества любите-
лей художеств. Для знаменитой «Девочки с персиками» позировала
дочка Мамонтова Вера. Мы видим на картине жизнерадостную дев-
чушку с лукавой искоркой в глазах, она как будто только что ворва-
лась на кухню, чтобы полакомиться персиками, села и засмотрелась
на художника. Кажется, ещё секунда, и она разразится озорным сме-
хом довольного и беззаботного ребёнка. «Всё, чего я добивался, – это
свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре
и не видишь в картинах», – так описывал свой замысел сам портре-
тист. И действительно, все полотна Серова кажутся живыми и невероят-
но реалистичными.
Cеров документально изображал детали быта на своих портре-
тах. С любовью и мастерством он передавал приметы жизни высшего
общества, не пренебрегая малейшими деталями: жесты персонажей,
предметы их туалета, яства на столе, мебель, домашние животные –
для художника было важно всё. Но особое внимание Серов-портретист
уделял прорисовке лиц, специфических черт и мимики своих моделей,
умело отражая их эмоции и характер. Сквозь призму работ Серова
можно рассмотреть собирательный образ аристократии конца XIX века.
Созерцая картины художника, зритель переносится в эпоху царской
России, в эпоху благородных кавалеров и светских красавиц в роскош-
ных нарядах. Например, портрет княгини Зинаиды Юсуповой, одной
из блистательных российских модниц рубежа XIX и XX столетий, безус-
ловно, свидетельствует о светском образе жизни натурщицы: элегант-
ное платье в пол, модная по тем временам высокая причёска, картины
на стене, белый диван с подушками, даже пушистая белая собачка.
Можно смело утверждать, что Серова прославили портреты русской
знати: Зинаиды Юсуповой и её супруга Феликса Сумарокова-Эльстона,
Саввы Мамонтова и Мики Морозова (сына мецената Михаила Морозо-
ва), великих княгинь Ольги и Ксении Романовых и самого императора
Николая II.
27
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ L’AZURE
№10 • 2015
NB
В НОЯБРЕ 2014 ГОДА НА АУКЦИОНЕ
CHRISTIE’S В ЛОНДОНЕ ЗА $ 14,5 МЛН
БЫЛА ПРОДАНА КАРТИНА ВАЛЕНТИНА
СЕРОВА «ПОРТРЕТ МАРИИ
ЦЕТЛИНОЙ», СТАВ ОДНОЙ
ИЗ САМЫХ ДОРОГИХ РАБОТ
РУССКИХ АВТОРОВ В ИСТОРИИ
АУКЦИОННЫХ ТОРГОВ.
глаза». Модель рисковала оказаться
на портрете во всей наготе своей
сущности, ведь Серов, как опытный
психолог, изучал своих натурщиков
и невероятно тонко и реалистично
отражал их нрав, мысли и даже
субьду.
4. Будучи большим поклонником
театра, Серов много внимания уде-
лял позе своих моделей, тщательно
разрабатывая её, как эффектную
мизансцену, и требуя от натурщиков
полного подчинения правилам по-
становки, даже в ущерб их личному
комфорту и самочувствию. Напри-
мер, книгяня Полина Щербатова
получила воспаление нерва, пози-
руя с закинутой назад рукой.
О ДИАПАЗОНЕ ХУДОЖЕСТ-
ВЕННОГО ГЕНИЯ СЕРОВА
Валентин Александрович Серов
признан непревзойдённым масте-
ром портрета. «Каждый портрет ки-
сти Серова – словно биография», –
так когда-то охарактеризовал
его работы легендарный русский
оперный певец Фёдор Шаляпин.
Однако написанием портретов
гений Серова не ограничивался –
художник также известен своими
искусными пейзажами, картинами
на историческую тему и, конечно,
декорациями для театральных
постановок. Это он нарисовал
занавес для известных «Русских
сезонов» Сергея Дягилева. А кар-
тина, изображающая обнажённую
танцовщицу Иду Рубинштейн,
стала самым скандальным откро-
вением в мире искусства того вре-
мени и одним из первых образцов
русского модерна.
Вначале 1890-х годов Серов
также много работал над портрета-
ми российской творческой элиты:
писал актёров, композиторов,
литераторов. Хорошо известны
его портреты художников Левита-
на, Репина, Чистякова, Коровина.
Большинство своих работ он
писал на заказ. Самая известная
картина, созданная не на заказ,
по инициативе самого художни-
ка, – портрет его кузины, Марии
Симонович, под названием «Де-
вушка, освещённая солнцем».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
О ХУДОЖНИКЕ
1. Близкие и друзья называли
Валентина не иначе как Антоша.
Прозвище было вторым именем
известного художника, но об этом
знал только узкий круг людей.
2. Во время проживания
в Абрамцево в семье Саввы Ма-
монтова Серов проявил свои не-
заурядные актёрские способности
на домашних спектаклях, которые
любили там устраивать. Серов
обладал талантом комика, лю-
бил изображать зверей, оставаясь
невозмутимым в то время, как зри-
тели покатывались со смеху.
3. Дочь Серова вспоминала о том,
что многие охотились за портретом
кисти художника, а другие, напро-
тив, «…боялись его всевидящего
Девочка с персиками.
1887 г.
Дети (Саша и Юра Серовы).
1899 г.
Мика Морозов.
1901 г.
Девушка, освещённая солнцем.
1888 г.