Previous Page  28-29 / 100 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28-29 / 100 Next Page
Page Background

В ЧЕСТЬ 150-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОГО ХУДОЖНИКА ВАЛЕНТИНА СЕРОВА

ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ НА КРЫМСКОМ ВАЛУ ПРЕДСТАВИЛА САМУЮ ПОЛНУЮ

РЕТРОСПЕКТИВУ ЕГО РАБОТ. ЭКСПОЗИЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ,

25 РОССИЙСКИХ И 4 ЗАРУБЕЖНЫХ МУЗЕЕВ РАЗМЕЩЕНА НА ТРЁХ ЭТАЖАХ ГАЛЕРЕИ.

ВОЗМОЖНОСТЬ УВИДЕТЬ ЗНАМЕНИТЫЕ ПОРТРЕТЫ, ПЕЙЗАЖИ, ЗНАКОВЫЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ,

ГРАФИЧЕСКИЕ РАБОТЫ И ТЕАТРАЛЬНЫЕ ДЕКОРАЦИИ РУКИ ВЕЛИКОГО ЖИВОПИСЦА И ГРАФИКА

ПОИСТИНЕ УНИКАЛЬНА. ВЫСТАВКА ПРОДЛИТСЯ ДО 17 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА.

ТЕКСТ: АННА ИСТОМИНА

ОБРАЗЫ ЭПОХИ

В ПОРТРЕТАХ СЕРОВА

ИСКУССТВО

фото: из архива

№10 • 2015

26

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ L’AZURE

Валентин Серов.

Автопортрет. 1880-e гг.

Портрет императора Николая II.

фрагмент. 1994 г.

ЭПОХА И ПЕРСОНАЖИ

Серов родился в артистической семье музыкантов и композиторов

Александра и Валентины Серовых. После смерти мужа мать будуще-

го художника продолжала вести активную светскую жизнь, вовлекая

сына в мир богемы и искусства и всячески поддерживая его увлече-

ние рисованием. В течение многих лет юный Валентин был учеником

Ильи Репина, который на момент знакомства с Серовым уже считался

признанным живописцем. В 1887 году 22-летний выпускник Импе-

раторской академии художеств Серов гостил у известного мецената

Саввы Мамонтова в усадьбе Абрамцево, где и написал картину, при-

нёсшую ему известность и премию Московского общества любите-

лей художеств. Для знаменитой «Девочки с персиками» позировала

дочка Мамонтова Вера. Мы видим на картине жизнерадостную дев-

чушку с лукавой искоркой в глазах, она как будто только что ворва-

лась на кухню, чтобы полакомиться персиками, села и засмотрелась

на художника. Кажется, ещё секунда, и она разразится озорным сме-

хом довольного и беззаботного ребёнка. «Всё, чего я добивался, – это

свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре

и не видишь в картинах», – так описывал свой замысел сам портре-

тист. И действительно, все полотна Серова кажутся живыми и невероят-

но реалистичными.

Cеров документально изображал детали быта на своих портре-

тах. С любовью и мастерством он передавал приметы жизни высшего

общества, не пренебрегая малейшими деталями: жесты персонажей,

предметы их туалета, яства на столе, мебель, домашние животные –

для художника было важно всё. Но особое внимание Серов-портретист

уделял прорисовке лиц, специфических черт и мимики своих моделей,

умело отражая их эмоции и характер. Сквозь призму работ Серова

можно рассмотреть собирательный образ аристократии конца XIX века.

Созерцая картины художника, зритель переносится в эпоху царской

России, в эпоху благородных кавалеров и светских красавиц в роскош-

ных нарядах. Например, портрет княгини Зинаиды Юсуповой, одной

из блистательных российских модниц рубежа XIX и XX столетий, безус-

ловно, свидетельствует о светском образе жизни натурщицы: элегант-

ное платье в пол, модная по тем временам высокая причёска, картины

на стене, белый диван с подушками, даже пушистая белая собачка.

Можно смело утверждать, что Серова прославили портреты русской

знати: Зинаиды Юсуповой и её супруга Феликса Сумарокова-Эльстона,

Саввы Мамонтова и Мики Морозова (сына мецената Михаила Морозо-

ва), великих княгинь Ольги и Ксении Романовых и самого императора

Николая II.

27

БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ L’AZURE

№10 • 2015

NB

В НОЯБРЕ 2014 ГОДА НА АУКЦИОНЕ

CHRISTIE’S В ЛОНДОНЕ ЗА $ 14,5 МЛН

БЫЛА ПРОДАНА КАРТИНА ВАЛЕНТИНА

СЕРОВА «ПОРТРЕТ МАРИИ

ЦЕТЛИНОЙ», СТАВ ОДНОЙ

ИЗ САМЫХ ДОРОГИХ РАБОТ

РУССКИХ АВТОРОВ В ИСТОРИИ

АУКЦИОННЫХ ТОРГОВ.

глаза». Модель рисковала оказаться

на портрете во всей наготе своей

сущности, ведь Серов, как опытный

психолог, изучал своих натурщиков

и невероятно тонко и реалистично

отражал их нрав, мысли и даже

субьду.

4. Будучи большим поклонником

театра, Серов много внимания уде-

лял позе своих моделей, тщательно

разрабатывая её, как эффектную

мизансцену, и требуя от натурщиков

полного подчинения правилам по-

становки, даже в ущерб их личному

комфорту и самочувствию. Напри-

мер, книгяня Полина Щербатова

получила воспаление нерва, пози-

руя с закинутой назад рукой.

О ДИАПАЗОНЕ ХУДОЖЕСТ-

ВЕННОГО ГЕНИЯ СЕРОВА

Валентин Александрович Серов

признан непревзойдённым масте-

ром портрета. «Каждый портрет ки-

сти Серова – словно биография», –

так когда-то охарактеризовал

его работы легендарный русский

оперный певец Фёдор Шаляпин.

Однако написанием портретов

гений Серова не ограничивался –

художник также известен своими

искусными пейзажами, картинами

на историческую тему и, конечно,

декорациями для театральных

постановок. Это он нарисовал

занавес для известных «Русских

сезонов» Сергея Дягилева. А кар-

тина, изображающая обнажённую

танцовщицу Иду Рубинштейн,

стала самым скандальным откро-

вением в мире искусства того вре-

мени и одним из первых образцов

русского модерна.

Вначале 1890-х годов Серов

также много работал над портрета-

ми российской творческой элиты:

писал актёров, композиторов,

литераторов. Хорошо известны

его портреты художников Левита-

на, Репина, Чистякова, Коровина.

Большинство своих работ он

писал на заказ. Самая известная

картина, созданная не на заказ,

по инициативе самого художни-

ка, – портрет его кузины, Марии

Симонович, под названием «Де-

вушка, освещённая солнцем».

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

О ХУДОЖНИКЕ

1. Близкие и друзья называли

Валентина не иначе как Антоша.

Прозвище было вторым именем

известного художника, но об этом

знал только узкий круг людей.

2. Во время проживания

в Абрамцево в семье Саввы Ма-

монтова Серов проявил свои не-

заурядные актёрские способности

на домашних спектаклях, которые

любили там устраивать. Серов

обладал талантом комика, лю-

бил изображать зверей, оставаясь

невозмутимым в то время, как зри-

тели покатывались со смеху.

3. Дочь Серова вспоминала о том,

что многие охотились за портретом

кисти художника, а другие, напро-

тив, «…боялись его всевидящего

Девочка с персиками.

1887 г.

Дети (Саша и Юра Серовы).

1899 г.

Мика Морозов.

1901 г.

Девушка, освещённая солнцем.

1888 г.