Previous Page  88-89 / 100 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 88-89 / 100 Next Page
Page Background

ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ МИНУТ

ДО КОСМОСА

Этим днём стартовая площадка пред-

ставляла собой удивительное зрели-

ще. Обычно там кипит работа: сотни

механиков, инженеров и подсобных

рабочих изучают каждый квадратный

сантиметр ракеты и челнока. Однако

в день отправления на пусковом ком-

плексе не было никого, за исключением

нескольких техников, задачей которых

было помочь нам забраться в челнок

и пристегнуться, а также удостове-

риться, что всё оборудование готово

к запуску. Поблёскивавший на солнце

космический корабль казался огром-

ным и живым, белые кислородные

облака в зловещей тишине клубились

вокруг ракеты.

Прежде чем зайти в лифт, мы ещё

несколько минут постояли под прекрас-

ным солнцем Флориды, наслаждаясь

прохладным ветерком с океана, ох-

ваченные благоговением перед чудом

человеческой мысли, которое воплощал

собой космический челнок. Затем все

мы поднялись на лифте на 60-метро-

вую высоту, где располагался ведущий

к челноку мостик. Там же, на высоте

60 метров, висела табличка «Последний

туалет на Земле».

Я воспользовался последним

туалетом на Земле, а затем по ограж-

дённому железной решёткой мостику

пересёк пропасть, на дне которой вид-

нелась бетонная поверхность стартовой

площадки. Прежде я неоднократно

ходил по этому мостику, но в этот

раз всё было иначе, по-настоящему.

На другом конце мостика находилось

небольшое помещение под названием

Белая комната, достаточно просторное

для того, чтобы техники могли надеть

на нас скафандры. Оттуда можно было

попасть внутрь челнока. Один за дру-

гим мы вошли в Белую комнату, тех-

ники надели на нас всё необходимое

оснащение и проверили, всё ли в по-

рядке, затем мы пролезли через люк

в шаттл «Дискавери». Я добрался до по-

лётной палубы и опустился в кресло,

позволив наземному персоналу себя

пристегнуть.

Лежа на спине в ожидании скорого

старта, я думал о тысячах людей, сто-

ящих вдоль дорог, чтобы увидеть наш

запуск. Осознав, что мы действительно

отправляемся в космос, и отмена старта

уже маловероятна, я почувствовал

облегчение от осознания того факта,

что не разочарую своих друзей и род-

ных. В какое-то мгновение с удивле-

нием подумал, во что же я ввязался!

Цифровой таймер обратного отсчё-

та, который находился на приборной

панели прямо передо мной, показывал

одну минуту. Когда до запуска осталось

десять секунд, я приготовился ко вклю-

чению двигателей. На шестой секунде

раздался низкий гул, который стал бы-

стро нарастать. Я увидел, как индикато-

ры тяги всех трёх двигателей поднялись

до отметки «100 %». Хок очень спокой-

но сказал: «Все три по сто. Держитесь».

Через зеркальца на моих запястьях

я бросил взгляд на потолочные окна

«Дискавери»: белый дым клубился

за нами на фоне побережья Флориды.

Пока двигатели выходили на полную

мощность, нас качнуло вперёд, а затем

назад. Твердотопливные ускорители

включились в момент, когда корабль

качнулся назад, возвращаясь в перво-

начальное положение, а таймер досчи-

тал до нуля. На моих наручных часах

было 5:02.

Если смотреть на запуск по телеви-

зору или даже собственными глаза-

ми со стороны, кажется, что челнок

медленно отрывается от площадки.

Однако внутри корабля ощущения за-

медленности нет и в помине. У находя-

щихся внутри создаётся впечатление,

что челнок запустили из огромной

рогатки, и нет сомнений, что он куда-

то движется, причём быстро. Спустя

мгновение стартовая площадка оста-

лась позади, и мы взмыли в небо. Свет

ворвался в кабину, когда «Дискавери»

повернулся, чтобы взять подходящий

для сближения с МКС (Международной

космической станцией) курс.

Прошло 33 секунды после стар-

та, и двигатели замедлились, чтобы

снизить ускорение шаттла и предот-

вратить превышение предельного

динамического давления. Тем време-

нем мы разогнались до 80 % от скоро-

сти звука – до 980 км/ч. Я включил

«90-секундный» звонок, теперь мы

при необходимости могли управлять

челноком вручную.

Когда мы поднялись на 80-киломе-

тровую высоту, Майк передал из салона

по интеркому: «Трое на полётной палубе

должны срочно поздравить друг друга».

80 км – это высота, преодолев которую,

новички официально становятся астро-

навтами. Аки и Таз в салоне уже успели

обменяться поздравлениями. Теперь

находящиеся на полётной палубе Карен,

Хок и я стали настоящими астронавтами

и радостно последовали совету Майка.

Спустя восемь с половиной минут

после старта двигатели резко затихли

в соответствии с планом полёта. Только

что нас вдавливала в кресла сила, втрое

превышающая наш вес, и вдруг мы

стали совершенно невесомыми. В этот

момент я сказал себе: «Мы сделали

это», – имея в виду «Мы уцелели». Кроме

того, со всей остротой я почувствовал,

что только что исполнилась моя детская

мечта. Я в космосе!

ВИД НА ЗЕМЛЮ

Через час с небольшим после запуска,

когда мы целые и невредимые уже были

на орбите, я отстегнул ремни и впер-

вые попытался полетать в невесомости.

Ощущения были превосходные, и я был

удивлён, насколько естественным это ка-

залось. Я с облегчением обнаружил, что

меня не тошнит, возможно, из-за того,

что я не раз ощущал невесомость, когда

летал на скоростном истребителе. После

того как я провёл в новых условиях

несколько часов, внутренний сигнал

тревоги, говорящий: «Эй, невесомость

не может продолжаться так долго, что-то

здесь не так!», – отключился. В течение

первых часов в космосе я всё же порой

чувствовал подступающую тошноту,

но это было лишь лёгким неудобством,

не мешавшим выполнять работу по пе-

реводу корабля в орбитальный режим.

Надо было открыть двери грузо-

вого отсека. Мы с Карен поплыли

к панели управления, находящейся

в задней части полётной палубы. Через

потолочные окна над панелью был

виден фрагмент грандиозной карти-

ны, которую нам предстояло вскоре

увидеть впервые. Когда мы выполнили

все шаги инструкции, переключили

рычажки и ввели нужные данные

в компьютер, огромные двери грузово-

го отсека открылись. За дверью было

окно с видом на Землю.

Сказать, что это зрелище захва-

тывало, – не сказать ничего. Первое,

что меня поразило, – это насколько

тонкой казалась земная атмосфера:

будто вся планета обёрнута невесомой

вуалью. Пришло понимание, что лишь

этот тонкий слой атмосферы ограждает

всё живое на Земле от сурового кос-

моса. Поэтому, хотя зрелище и было

необыкновенным и потрясало, в нём

чувствовалось нечто большее, чем про-

сто внешняя красота. Мной овладело

противоречивое ощущение невероятной

отдалённости от всего и вместе с тем –

связи. Пронзительный физический раз-

рыв с единственным миром, который

я знал с момента рождения и который

при этом мог видеть со стороны цели-

ком, своими глазами.

Я влюбился в красоту Земли. Мы

с Карен задержались у окна, востор-

гаясь этой грандиозной картиной. Нам

ещё многое предстояло сделать, поэто-

му мы лишь посмотрели друг на друга

и улыбнулись, чувствуя, что сейчас

присоединились к той небольшой груп-

пе избранных, которым посчастливи-

лось наблюдать это зрелище.

П

О МАТЕРИАЛАМ

КНИГИ

Р

ОНА

Г

АРАНА

«И

З

КОСМОСА

ГРАНИЦ

НЕ

ВИДНО

».

Я ВЛЮБИЛСЯ В КРАСОТУ ЗЕМЛИ. МЫ

С КАРЕН ЗАДЕРЖАЛИСЬ У ОКНА,

ВОСТОРГАЯСЬ ЭТОЙ ГРАНДИОЗНОЙ

КАРТИНОЙ.