ИСКУССТВО
№2 • 2015
28
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ L’AZURE
«Герника» — одно из ключевых произведений Пикассо,
очень впечатляющее, драматичное и патриотичное;
мобилизовывало и поднимало на борьбу народы, всех
мужчин и женщин доброй воли.
Многие историки пишут о том, что Пикассо
достаточно было создать только «Гернику», чтоб стать
великим.
Темой создания знаменитого полотна стала бом-
бардировка города Герники, а также ужас революции
1931-1939 годов и Гражданской войны в Испании.
«Герника» представляет собой гигантское чёрно-белое полотно в стиле «кубизм», передающее ощуще-
ние смерти, страдания, и беспомощности, абстрактное
трансформирование людей и животных под воздейст
вием насилия, зверства и хаоса, но без указания
их непосредственных причин. «Герника» — страшное
обвинение фашизму, картина как нельзя лучше пере-
даёт всю трагичность бессердечия людей.
«ОБНАЖЁННАЯ МАХА» И «ОДЕТАЯ МАХА»
ФРАНСИСКО ГОЙЯ
ПРАДО МУЗЕЙ, МАДРИД
На картинах изображена Маха — испанская горожанка
XVIII—XIX вв.
Существует легенда, будто оба полотна находились
в одной механической раме, и, по желанию, можно
было перемещать «Маху одетую», чтобы увидеть «Маху
обнажённую». Нельзя исключить, что «Маха одетая»
и была создана с целью скрывать «Маху обнажённую»
(изображение нагого женского тела в Испании запре-
щалось инквизицией).
Знаменита картина тем, что натурщицей, по мне-
нию большинства историков, была влиятельная
герцогиня Альба, которую связывали с Гойей продол-
жительные романтические отношения. Это предполо
жение до сих пор воспринимается её аристократи
ческим потомством в штыки. Обе картины хранились
в будуаре герцогини Альбы вплоть до её смерти.
«ГЕРНИКА» ПАБЛО ПИКАССО
МУЗЕЙ КОРОЛЕВЫ СОФИИ, МАДРИД
фото: из архива пресс-служб